Какая наука нужна региону?

Виноградова Н.Л.

Исторически сложилась ситуация отсутствия крупных академических научно-исследовательских центров в регионе. Например, Волгоград всегда позиционировался как «город-воин», «город-труженник», но не «город-ученый». Недаром созданный «Научный городок» утратил свое значение сразу после развала Советского Союза и на сегодняшний момент существует лишь как комплекс разрозненных коммерческих компаний.

Однако современная промышленность не мыслима без инновационного потенциала, без научных оснований. Когда в Волгограде происходил этап создания и становления ВУЗов, которые призваны создавать кадры для промышленности региона, в город приглашались ученые из различных уголков страны. За время существования вузовского кластера произошло становление собственных научных школ различного масштаба, появились ученые известные и в России, и за рубежом.

 

В 90-е годы некоторые выросшие и растущие перспективные ученые покинули регион. С одной стороны, в регионе по многим научным направлениям так и не сложилось сильных школ, соответственно, региональный уровень стал «тесноват», а новые горизонты так и не открылись. С другой стороны, недостаток финансирования, малый интерес к проблемам науки со стороны администрации города и области,  невостребованность фундаментальных исследований провоцировали отъезды.

Подобная ситуация продолжает сохраняться, одни из лучших школьников уезжают в столичные города учиться и практически не возвращаются. Одни из лучших студентов, получив диплом бакалавра (магистра), уезжают в магистратуру (аспирантуру) или находят привлекательную работу. В аспирантуру в городе остаются не многие, и зачастую не лучшие.

Необходимо четко разделить академическую науку и прикладную науку. Первой никогда не было в Волгограде. Представляется, что академическая наука региону не нужна, и не стоит пытаться провозглашать концепцию «Ньювасюков». Для тех, кто хочет и способен заниматься прикладными науками и внедрением, необходимо создавать условия в регионе.

Волгограду нужна своя региональная траектория развития науки, прикладная практическая научная деятельность. Опорный ВУЗ и должен взять на себя ориентацию на подготовку ученых с «региональной траекторией».

Обновлено (30.11.2016 09:23)